?

Log in

No account? Create an account
Сны...

alenykij


Алла - Алика (Аленькая)

Записи бесплодной смоковницы...


о.Виктор (Мамонтов) - Брак между верующим и неверующим (Таинство Детства)
Мир книг
alenykij

Брак между верующим и неверующим

М.Г. Сейчас иногда создаются «смешанные» семьи, когда соединяются два человека — верующий и неверующий. На практике чаще всего верующим оказывается девушка, которая хорошо понимает, что семью лучше создавать с верующим мужем. Но нередко годы идут, никто из верующих не предлагает ей руку и сердце. И тогда она обращает внимание и на других мужчин. Довольно часто такие люди приходят в храм венчаться. Но что будет потом?

О.В. Если человек, будучи неверующим, приходит в храм венчаться, то такому человеку надо сказать: что если ты делаешь это для своей невесты, а не для Бога, то этого недостаточно. Верующий человек, вступая в такой брак, должен хорошо подумать. Потому что, «кому много дано, с того много спросится». Как поднять своего супруга, как его одухотворить, это будет дело жизни. Надо понимать, что пока они не воссоединятся в Духе, будет неполнота жизни. Она может никогда не восполниться. Не нужно быть самонадеянным, потому что может и не удастся привести супруга к вере. Надо молиться, думать и размышлять, испытывать, не спешить. Внешне соединиться очень легко, а жить, как должно, по–христиански — это совсем другое. Это очень трудно.

И.Г. Очень важный в настоящее время момент — как начинать молодой семье свою самостоятельную жизнь? Жить им с родителями под их опекой или отдельно, сразу заявляя о своей независимости?

О.В. Раньше У люди имели возможность жить вместе. У них были дома, которые могли всех вместить. Когда я был в Японии, то однажды посетил по приглашению друзей их дом. В нем жило несколько поколений. Они не хотели расставаться. У них была полная красивая жизнь. Все радовали друг друга. Дети — стариков, старики — детей. У нас здесь, в Латгалии, есть примеры, когда несколько поколений живут вместе. Это хорошо. Люди верующие научатся ладить друг с другом. Хорошо, если есть возможность жить вместе, помогать друг другу. Но иногда надо разойтись ради мира, как Авраам с Лотом.

http://predanie.ru/lib/book/read/68859/#toc71


о.Виктор (Мамонтов) - «Брак по расчету» (Таинство Детства)
Мир книг
alenykij

«Брак по расчету»

И.Г. В жизни бывает, когда девушка или юноша хотят вступить в брак. Но вот годы идут, никого на горизонте нет, и нередко человек начинает сознательно подыскивать себе супруга. Особой любви при этом, конечно, нет, но они идут на это, понимая, что жить в одиночестве больше для них невозможно. Знаю семьи, возникшие таким путем, где люди многие годы живут вместе без особого вдохновения, но в спокойствии и даже довольстве оттого, что так лучше, чем было раньше. Может ли такая семья стать по–настоящему любящей и христианской?

О.В. Это больше похоже на брак по расчету. Большой радости в этом нет, это не то, чем дышится. В старые времена, например, детей женили без их согласия. О таком случае пишет митрополит Вениамин (Федченков), когда вспоминает про своих предков. И брак в итоге оказался счастливым. Но это уникальный случай.

И.Г. В начале 70–х годов в Москве в церковных кругах рассказывали такую историю. Один молодой человек ездил к старцу, и тот ему назвал село, улицу, дом, где живет девушка, его будущая жена. Он поехал, нашел ее, они поженились, и это брак был счастливый. Тогда молодым христианам это казалось — идеальным браком.

О.В. Это все–таки исключение. Верующий человек ждет свою любовь. Одна девушка долго не выходила замуж. Ее родители умерли. Она получила высшее образование. Подруги уже имели по несколько детей, а у нее — никого. А когда ей было тридцать пять лет, в город, где она жила, приехал ее коллега из Дании. Это была Встреча. Они поженились, он увез ее к себе на родину. Сейчас у них родился ребенок.

Все эти годы она не суетилась перед Богом, не говорила: «Почему Ты от меня отходишь?» Я допускаю, что ее могли посещать всякие слабые мысли. Может быть, она и плакала по ночам, это тайна ее души. Но, поскольку она была верующий человек, то хранила себя в чистоте и просто ждала. Она доверилась Богу и приняла Его волю. Конечно, ее могли подвигать к браку подруги, родные, но она своей жизнью отвергала все искусственные пути и возможности. Господь это увидел и даровал ей мужа. А могло быть и по–другому.

http://predanie.ru/lib/book/read/68859/#toc70


о.Виктор (Мамонтов) - Период обручения (Таинство Детства)
Мир книг
alenykij

Период обручения

И.Г. Иногда приходят молодые люди и спрашивают совета: создавать ли им семью? Каждый раз очень трудно что–то серьезное, ответственное им сказать.

Батюшка, а когда к Вам приходит молодая пара, которая решила обручиться, что Вы им обычно советуете?

О.В. Если речь идет о людях не из моего прихода, я, во–первых, знакомлюсь с ними. Бывает так, что пара приходит очень молодая, тогда пр едлагаю им не спешить. Я стремлюсь встретиться и поговорить с родителями, узнать их жизнь, их мнение о готовности молодых людей к браку. Я это проверить не могу, а родители сумеют сказать очень много. Правда, иногда у родителей бывает своя собственная корыстная заинтересованность, в отличие от молодых людей.

М.Г. Можно ли идти против воли родителей, если будущие супруги любят друг друга, но родители по каким–то причинам не благословляют их брак?

О.В. Если родители — люди духовные, то они понимают, что наступает момент, когда свое чадо надо отдать во власть Отца, Который лучше знает, как все устроить. Если же они люди нецерковные, то все равно надо очень серьезно поговорить с ними и объяснить, что решать за невесту и жениха нельзя, это насилие, нарушение их внутренней свободы. Остановить молодых людей — это как перекрыть речку с живой водой. Уйдет жизнь.

http://predanie.ru/lib/book/read/68859/#toc69


о.Виктор (Мамонтов) - О добрачных отношениях среди молодых людей (Таинство Детства)
Мир книг
alenykij

О добрачных отношениях среди молодых людей

М.Г. Реакция самих молодых людей и их родителей на добрачные отношения нередко бывает такой:

- «А зачем жениться? Надо пожить в гражданском браке. Когда станет ясно, что «супруги» нужны друг другу — вот тогда надо идти в ЗАГС, в церковь. Что печать в паспорте изменит?»

Но бывают и другие мнения по этому вопросу. Например, такие:

— «Обязательно надо сразу жениться, чтобы не согрешить. А дальше: «стерпится — слюбится». Главное — не согрешили».

— «Ни в коем случае не жениться! У вас еще нет образования, вы не способны прокормить семью. Надо подождать».

Любой такой подход не представляется церковным. Но как поступать в этом случае по Духу?

О.В. Любовь начинается со встречи. Незнакомые люди вдруг видят друг друга. Это не просто физическое зрение. Мы встречаем многих людей, но они — как прохожие на улице: прошел — и все, ты уже с ним никогда не встретишься.

Но если это настоящая встреча, то она как бы остановка в толпе проходящих. Они уже не проходят мимо, а смотрят друг на друга, оглядываются. Значит, что–то произошло в их сердцах. Начинается знакомство друг с другом, дружба. Открываясь друг другу, они радуются, что могут поделиться сокровенным, о чем иногда не могут сказать в семье родителям. Нашелся вдруг такой человек, которому можно все сказать. Это общение их одухотворяет, преображает.

Все доходит до такой высшей точки, когда им трудно жить друг без друга так, как и Бог не может жить без человека. Господь говорит: «Дай мне свое сердце!» Так и они просят сердца друг у друга, уже думая о совместной жизни.

Решаясь на такой шаг, они должны сообщить об этом своим родителям, давшим им жизнь, благословение которых очень важно. Такова традиция жизни: родители должны одобрить и благословить их отношения.

Потом нужно пойти к священнику, чтобы и ему поведать о своем решении и получить уже Божие благословение. Если будет очевидно, что это любовь, и нет никаких препятствий к совместной жизни со стороны жениха и невесты, то брак благословляется.

Раньше перед венчанием был период, в который, ради сохранения брака, ради благополучного будущего могли поступать сведения о женихе и невесте. Если получали отрицательные сведения, у священника была бережная беседа с женихом и невестой. Он выяснял, как человек относится к совершенному проступку и возможно ли повторение подобного в к будущем. Если следовало твердое обещание не повторить больше никогда того, что было, после такого испытания, то только тогда приступали совершению таинства. Таким образом, брак не начинался с греха — физического соединения без благословения Божьего, без благословения родительского.

Соединение — это таинство, и смысл его не в том, чтобы получить наслаждения. Молодые сейчас гораздо больше думают об этом, а не о Таинстве Жизни, не трепещут перед ним. Непонимающие, необученные, неподготовленные они идут туда, куда войти им еще рано. Это все равно, что без соответствующей подготовки сесть и управлять самолетом. Может быть катастрофа.

Такие катастрофы бывают в браке, когда супруги начинают свою совместную жизнь с греха — добрачной связи. Все кажется, так легко и просто! А потом — трагедия, разрыв отношений, и дети остаются без отца или матери; создаются новые семьи. Возможно, они будут такие же несчастливые, как и первые семьи, потому что повторяется прежняя ошибка: все начинается с греха.

На Западе практикуется пробный брак. Мне однажды попалась в руки немецкая книга о супружестве. Там очень поощрительно написано о пробном браке, что так и должно быть.

Для христианина это недопустимо.

М.Г. Но как же сложно сделать это сейчас, живя в таком мире!

Read more...Collapse )



http://predanie.ru/lib/book/read/68859/#toc68


о.Виктор (Мамонтов) - Можно ли любить всех одинаково? (Таинство Детства)
Мир книг
alenykij

Можно ли любить всех одинаково?[42]

О.В. Надо вспомнить, как Христос относился к людям, которых встречал. Это и фарисеи, и мытари, и блудницы, и Его ученики. Любил ли Он их всех одинаково? У Христа не было той «стеклянной» любви, о которой писал В. Розанов, Он относился ко всем по–разному.

Иоанн был Его любимым учеником. Это не пристрастие, а сокровенное единение, посвящение в какие–то тайны божественной жизни, в которые и сам Иоанн хотел проникнуть. И Христос не мешал ему, потому тот и возлег на Тайной Вечере у Его груди — Он поучал его от сердца к сердцу.

А остальные ученики приобщались к этим тайнам иным образом, получали их тоже, но не в такой мере. Христос был очень строг и обличал грех и фарисеев, и саддукеев, но в Писании сказано: «Кого Господь любит, того и наказывает»[43].

Нельзя Христа и всю христианскую любовь представить как некое сентиментальное чувство. Оно иной природы. И здесь нужно различать человеческую любовь и божественную. Они и похожи друг на друга, и, в то же время, различны.

Человеческая любовь — любовь хранящая, в ней есть некоторое поползновение обладать. Мать любит своих детей, а другие дети, не родные ей по крови, могут ей быть безразличны. Она не проявит к ним такого внимания и любви, как к своему ребенку.

А любовь Христа — это любовь отдающая. Христос отдает Себя всем людям, не спрашивая, достойны они Его любви или нет. Мы никогда недостойны получить что–то от Бога, а Бог все дает по Своей милости. Его любовь не ищет своего, она не хочет ничем обладать. Христос нас любит, но обладать нами не хочет, Он не проявляет никакого насилия. Мы это сами чувствуем. Поэтому с Христом человеку легко, с людьми труднее. Вот потому детям–христианам часто легче бывает с друзьями–христианами, взрослыми, нежели со своей матерью, которая все подчиняет себе и своей воле. Ей кажется, что она очень любит ребенка и хочет предостеречь его от каких–то ошибок, а сама лишает ребенка свободы, подавляя своей чрезмерной опекой.

Read more...Collapse )


http://predanie.ru/lib/book/read/68859/#toc67


о.Виктор (Мамонтов) - Ребенок перед иконой (Таинство Детства)
Мир книг
alenykij

Ребенок перед иконой

М.Г. Икона занимает очень важное место в жизни Православной Церкви, особенно, в ее богослужении. Оно сложилось не сразу — много веков потребовалось, чтобы Церковь смогла определить значение иконы. Но нельзя сказать, что у всех верующих в настоящее время правильное, православное отношение к иконе: есть немало людей, для которых икона, особенно, чудотворная — самое главное в их вере, в Церкви.

Как тогда научить ребенка правильному отношению к иконе?

О.В. Знаменитый иконописец архимандрит Зинон говорит, как общаться с иконой: нужно просто ждать, когда она с тобой заговорит.

Ребенка, если у него еще нет такого опыта, можно подвести к иконе и попросить помолчать, затихнуть перед ней. А потом спросить: «Что ты почувствовал? Ты понял, зачем мы стоим перед иконой, что она значит?» Он может сказать, если это икона Христа, что мы сейчас стоим перед Христом. — А зачем? Чтобы пообщаться с Тем, Кто изображен на иконе. Если это икона святого, то через него мы общаемся с Богом.

Можно сказать так: «Ты любишь своего папу, маму, ты хочешь с ними общаться. Если они уедут, тебе будет трудно. То же самое относится к Богу. Он — наш Отец». У ребенка должна развиваться потребность общаться с Ним. Если, конечно, родители смогли передать ребенку, что Бог — не тот, который наказывает, а Тот, Который любит. Я думаю, что с любящим Богом и со святыми, которые любили Бога, ребенку будет радостно общаться.

Но это надо делать очень тонко, не грубо, не так, как некоторые родители, которые берут ребенка за шиворот и прикладывают к иконе. При этом никакого благоговения не воспитывается. Лучше не совершать таких действий, а просто благоговейно постоять.

Read more...Collapse )


http://predanie.ru/lib/book/read/68859/#toc66


о.Виктор (Мамонтов) - Как рассказать о Боге тяжело больному ребенку? (Таинство Детства)
Мир книг
alenykij

Как рассказать о Боге тяжело больному ребенку?

И.Г. До сих пор мы беседовали о нормальных, здоровых детях. А есть и другие…

Как рассказать детям, имеющим тяжелые, изматывающие, длящиеся годами, болезни, о том, что Бог их любит? Для меня это серьезная проблема. Если я окажусь один на один с таким ребенком и его заданным или не заданным, а лишь прочтенным в глазах вопросом, что ответить ему?

О.В. Если у ребенка, например, нет ножки, то ему можно сказать: «А у другого мальчика нет зрения, он не видит ни солнце, ни травку. Ты же видишь, какие красивые цветы перед тобой стоят, ты видишь меня. А есть мальчики и девочки, которые этого не видят. А есть дети, которые не слышат. Я с тобой разговариваю, а они не слышат моего голоса, и сами разговаривать не умеют». Это — тот прием, которым пользовались святые отцы, которые говорили: «Если ты страдаешь, то подумай о тех, которые несут еще большие страдания». Кому–то еще труднее, чем тебе. Такой поворот можно сделать в разговоре. Это как–то смягчит его страдания и заставит его отойти от мыслей о себе.

Но лучше объяснять ребенку не словом, а своим поступком. Прийти и делать ему то, что доставит радость и обрадует его. Наш знакомый Илья приходил к больным людям со скрипкой и играл им. Люди понимали, что он пришел к ним с любовью. А Бог есть любовь.

Не всегда надо все объяснять. Надо постараться уйти от сложного богословского разговора, в котором можно утонуть, и ум ребенка не сможет воспринять сложные вещи. Не обязательно обозначить это слово — «Бог». Христос слово «Бог» почти не употребляет, Он говорит: Отец. Это явление Бога. Можно просто сказать: «Тебя любят! Тебя любит мама, друзья (если они есть)». Надо постараться направить внимание его и ума и сердца на то, что «тебя любят».

М.Г. А если ребенок спросит: «Почему Бог меня не любит?»

Read more...Collapse )


http://predanie.ru/lib/book/read/68859/#toc65


о.Виктор (Мамонтов) - Наречение имени (Таинство Детства)
Мир книг
alenykij

Наречение имени

О.В. Человек не может жить без имени. Если ребенок рождается в день какого–то святого, то родители часто воспринимают это не как случайность, а как знак свыше. Если они реально это переживают, то они могут выбрать этого святого небесным покровителем своего ребенка, дать ему его имя.

М.Г. Наследует ли ребенок какие–то черты своего святого?

О.В. Мы духовно связаны со всеми святыми. У любого святого есть свое достоинство, и любой святой очень значим. Поэтому говорить, что этот более значим, а другой — менее, не приходится. Но кто–то один может быть ближе. Почему ближе — это тайна. Близость открывается через какие–то знаки. Но, во всяком случае, если выбрали имя, то со временем нужно породниться с этим святым.

Имя раскрывает сущность человека. Все мы разные. Христос в Евангелии дает людям новые имена: Воанергес[40], Петрос[41].

Когда родители выбирают имя, важно учитывать, в какой день родился ребенок. Но нужно смотреть, есть ли совпадения, потому что сущности ребенка и этого имени могут и не совпасть. В святцах не случайно идет имя и перевод, что оно означает. Если было бы это безразлично, то перевод бы не делали.

И.Г. Выбор имени — это так ответственно и важно! А чем руководствоваться, если у родителей нет такого явного ощущения какого–то святого, или если есть, но понимаешь, что оно к ребенку не приложимо?

М.Г. Это действительно сложно — ведь имя ребенок получает сначала пока как одежду. Только потом, на протяжении всей жизни, он должен врасти в это имя, вжиться в него.

О.В. Да, и жизнью своей оправдать его.

Иногда родителям не нравится имя чисто внешне, просто по неблагозвучию. Самое важное, чтобы имя было не просто плодом фантазии родителей, чтобы они не придумывали имя, за которым не стоит какой–то реальный святой.

М.Г. Отец Виктор, а почему Вы не поменяли имя в монашестве?

О.В. Митрополит Леонид (Поляков) не стал этого делать, исходя из условий советской действительности. Мой постриг совершался в его домовой церкви в Риге. Он оставил мне прежнее имя, чтобы власти не могли придраться к тому, что в миру совершаются монашеские постриги. Оставив мне прежнее время, он как бы скрыл мой постриг.

Я хотел принять постриг от отца Серафима (Тяпочкина), а владыка пожелал сам меня постригать. Поскольку отец Серафим относился к митрополиту Леониду с большим доверием и послушанием, он не стал навязывать свою волю и согласился с его желанием. Отец Серафим мне сказал: «Нас будет постригать одна рука». Владыка Леонид и его постригал в свое время.

Отец Серафим хотел, чтобы мне дали имя Мелетий. Он почитал святителя Мелетия Харьковского, в Харькове в кафедральном соборе есть его мощи.

http://predanie.ru/lib/book/read/68859/#toc64
Посмотрела про имя Мелетий - заботливый. И правда о. Виктор такой )


о.Виктор (Мамонтов) - Кто такие ангелы? (Таинство Детства)
Мир книг
alenykij

Кто такие ангелы?

И.Г. Во многих христианских книгах можно прочитать: «Ангел тебе подсказал!», «Ангел тебя спас!» Детям это нравится, они с удовольствием принимают его как еще одного близкого друга. Что–то вроде Карлсона, который живет на крыше. Он есть, но его никто не видит. В нужный момент он тебя спасет от неприятностей.

Что же надо говорить детям про ангелов?

О.В. Можно исходить из простого слова: «помощник».

– Ты можешь один все сделать сам? Кто тебе помогает жить? Мама, папа — ты их видишь. Но есть и невидимые помощники.

У детей воскресной школы, которые к нам приезжают, есть такая игра, «Тайный друг». Каждый участник лагеря вытягивает жребий, на котором написано имя его тайного друга. Задача — каждый день знаки внимания дарить этому другу, но — так, чтобы он не догадался, от кого пришел подарок.

Так и ангелы, они — наши невидимые помощники, друзья. Например, ты потерял какую–то вещь и не можешь найти. И вдруг кто–то тебе как будто подсказал:

– Пойди в ту комнату и найдешь.

Приходишь и находишь. Кто тебе сказал? Ты не мог сказать себе сам, ведь ты даже не знал, где лежит эта вещь! Ангелов, как и тебя, создал Бог. Бог через них помогает нам жить. Людей ты видишь, а их нет. Это невидимые существа.

– Но как о них узнал человек, не видя их?

– Значит, кому–то они явились.

М.Г. Ангел–хранитель — это кто?

О.В. Это твой личный ангел. Есть ангелы для всех, а это твой. Как мама у тебя единственная, так и ангел. Господь тебе дает ангела–хранителя. От чего он должен тебя хранить? Чтобы ты никакого зла не сделал. Потому что зло — это не жизнь, это смерть. А ты хочешь жить, и Бог хочет, чтобы ты жил. Поэтому выбирай всегда добро, и будешь жить».

М.Г. Значит, ангел нужен чтобы не тебе зла не сделали, а чтобы ты не делал зло! Но ведь часто его воспринимают как оберег, чтобы он помог защититься от зла…

http://predanie.ru/lib/book/read/68859/#toc63


о.Виктор (Мамонтов) - Причины жадности (Таинство Детства)
Мир книг
alenykij

Причины жадности

Ф.В. и О.Ф.[39] Откуда в ребенке возникает патологическая жадность и стремление видеть только свои интересы?

О.В. В Священном Писании есть понятие «падший человек», следовательно, есть и противоположное — «непадший человек». Непадший — это человек до грехопадения, такой, каким он вышел из рук Божиих. Падший человек — это тот, который отказался от Бога, пожелал жить по своей воле и находится во власти греха и смерти.

Грехи человеческие самые разнообразные, и жадность — это грех, связанный с инстинктом обладания, захвата. В природе человека такой грех появляется тогда, когда он надеется на себя, на то, что он сам будет устраивать свою жизнь — все своей силой и своей властью. «Если я не сделаю, то кто мне поможет?»

В природном мире выживает сильный, а в начале было не так. Жадность — бездонная пучина. Суть ее в духовном разрушении человека, она уводит его от людей и от Бога. Она отравляет и разрушает жизнь. У жадных людей нет преданных друзей, а знакомые и соседи держатся от них на расстоянии. В их жизни нет места духовному.

А духовный человек старается устроить в жизни все в согласии с волей Божьей. Он знает, что все, что есть в этом мире — богатство материальное и нематериальное — принадлежит каждому, в том числе и ему. Бог даст то, что нужно, но при условии, что человек доверяет Ему, не надеясь на себя.

Если же он надеется на себя, то все делает по–своему. Будет брать и накапливать, думая, что истинное сокровище жизни — то, которое при нем. Но это ошибка, ложь. Когда он поймет, что смысл и радость жизни в том, чтобы отдавать, тогда избавится от жадности, от желания обладать; будет довольствоваться тем, что есть, и не почувствует себя бедным. Он поймет, что истинное богатство — это Сам Бог, в Котором есть все, что нужно. Потому что Он любит и никогда не может отказать ни в чем. Поняв это, человек успокоится.

Read more...Collapse )


http://predanie.ru/lib/book/read/68859/#toc62